ВОЙТИ

Назад Проблемные вопросы интимной гигиены девочек

Аннотация. В статье излагаются современные болевые точки гигиенического поведения и гигиенического воспитания детей и подростков. Представлены данные различных исследователей об отношении родителей, медицинских работников и самих детей к вопросам личной и интимной гигиены. Приведена достоверная информация о современных средствах интимной гигиены девочек и менструирующих девушек.      

Многие будущие родители огорчаются, узнав о том, что на свет должна появиться девочка. Отличные от мальчиков гигиенические процедуры в детстве, появление менструаций и проблемы «критических дней»,  опасность ранней сексуальности,  изнасилования или вовлечения в водоворот не по годам взрослых забот по причине беременности или в результате заражения инфекциями, передаваемыми половым путем. Девочка – женщина, женщина – мама, мама – бабушка, и на каждом жизненном этапе множество проблем,  мешающих благополучно и, что самое важное, в добром здравии пройти по извилистой дороге женского бытия.

Наука, которая уточняет современные тенденции, разъясняет и обучает человека деятельности, направленной на формирование, сохранение и укрепление его здоровья, называется валеология.    Опорными понятиями валеологии являются «здоровье» и «образ жизни», причем последний рассматривается значимым фактором, как сохранения, так и потери здоровья человека [1,2].

Образ жизни взрослого человека в преобладающем большинстве случаев строится за счет собственных убеждений и привычек, в меньшей мере - от социально-культурного окружения и обстоятельств. Напротив, формирование образа жизни детей и подростков полностью зависит от ближайшего окружения, в большей степени от семьи, в меньшей степени от педагогов и медицинских работников. Установлена прямая зависимость здоровья ребенка от социально-демографических факторов, таких как неполная или многодетная семья, возраст матери при рождении и других. Важны и социально- гигиенические факторы: уровень образования, работа родителя, связанная с профессиональной вредностью, общая и гигиеническая культура, жилищные условия, материальный достаток, вредные привычки. Чем старше ребенок, тем выше доля влияния медико-социальных факторов на его здоровье. Современная концепция здорового образа жизни определяет его, как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.

 

Берглер, изучивший традиционные представления об общей и интимной гигиене  у разных народов, указал, что мотивация здорового поведения и профилактического стиля жизни имеется лишь у тех народов и социальных групп, которые воспринимают и соблюдают повседневную гигиену как само собой разумеющуюся часть жизни человека и неотъемлемое его качество [3]. Эти житейские истины, к сожалению, в современном российском обществе либо оказались забытыми,  либо показались второстепенными в круговороте захлестнувших социально-экономических проблем.

Анализ результатов социологических исследований свидетельствует, что, к сожалению, во многих российских семьях воспитанию здорового поведения, то есть ответственного отношения к своему здоровью, уделяется наименьшее внимание в кругу семейных забот.

Низок уровень санитарной культуры родителей. По признанию более чем ⅔ матерей,  они сами не обладают достаточными навыками интимной гигиены.  По данным Баласанян В.Г. каждая десятая мать девочки, страдающей неспецифическим вульвовагинитом, была уверена в своей правоте, подмывая ребенка и меняя нижнее белье лишь 2-3 раза в неделю, а каждая четырнадцатая – 1 раз в неделю и реже [4].

Для большинства матерей источником знаний служил лишь собственный опыт. Следует отметить, что матери критически оценивают свои собственные гигиенические знания и поэтому избегают бесед об интимной гигиене и половом воспитании со своими детьми. Анонимное анкетирование 590 матерей, проведенное Баласанян В.Г., показало, что  только 59,5% матерей здоровых девочек были готовы к подобным беседам со своими детьми.  По мнению родителей занятия по личной гигиене должны проводить, прежде всего, врачи, затем учителя. По сути, это признание собственной беспомощности и несостоятельности в данном вопросе.

В этой связи значимую помощь в воспитании гигиенически ориентированного поведения ребенка, а значит и в сохранении общего и репродуктивного здоровья будущей женщины имеет ответственное активное взаимодействие родителей с педиатрами и детскими гинекологами.  В семьях, своевременно обращающихся к врачу, осознанно и четко выполняющих его советы и рекомендации, чаще имеет место раннее выявление заболеваний, лучше их прогноз и исход. Не удивительно, что родители девочек с вульвовагинитами лишь в 16% случаев информацию о заболевании и лечебных мероприятиях получали от врачей. Наиболее частыми и доверительными источниками знаний в таких семьях оказываются реклама, популярная медицинская литература, родственники и подруги.

Многочисленные анонимные анкетирования, проведенные в разные годы и в разных городах современной России показали, что девушки-подростки имеют более высокую осведомленность в вопросах физиологии и гигиены пола, чем их матери. Вместе с тем, 61% семиклассников и 72-74% восьми- и девятиклассников отметили, что посещали бы занятия по формированию гигиенической культуры, на которых бы рассматривались проблемы, связанные с физиологическими изменениями в организме и психологическими особенностями подростков в период полового созревания [5] .

В числе многочисленных парадоксов современного российского  общества  можно указать следующее несоответствие. Готовности молодых людей в получении  от медицинских работников и, реже, от учителей доступной и правдивой информации об анатомо-физиологических закономерностях полового развития человека и об особенностях интимной гигиены в различные периоды жизни противостоит невысокий уровень подобных знаний и слабое желание его повысить у учителей и медицинских работников.  

Наиболее показательна в этой связи ситуация с тампонами и возможностью их использования у девушек, не живущих половой жизнью.

В помощь практическому врачу еще в 1998 году была опубликована научно-популярная брошюра «Врачу о средствах интимной гигиены женщины». Вместе с тем, до сих пор существует овеянная непроверенными фактами мифическая история о «памяти девственной плевы», которую девственницы «потревожили» или разрушили интравагинальными тампонами.

Девственность это психологическое  понятие, и ее потеря может быть  связана лишь с сексуальным актом, но никоим образом  - с использованием тампонов, инфекцией и с разного рода случайностями. Представляется сомнительным, что тампон может быть успешно введен без хирургического увеличения отверстия девственной плевы в случаях анатомических отклонений. Девушки с анатомическими отклонениями строения девственной плевы вероятнее всего прекратят попытки использования тампонов и не обнаружат своих анатомических отклонений до тех пор, пока они не помешают половому сношению.

Социологические исследования показывают, что первым средством менструальной гигиены, которым девушки обычно начинают пользоваться с менархе, являются прокладки. Однако вскоре (через 1-2 года с менархе) большинство девушек начинает экспериментировать, и пробуют использовать тампоны, подражая сверстницам и  пользуясь информацией, полученной  в рекламных роликах и буклетах. Отсутствие или минимум образования по вопросам гигиены менструального периода и низкие навыки работы с любыми аннотациями, как у самих девушек, так и у их ближайшего окружения,  приводят к тому, что  многие стартующие пользователи тампонов испытывают   дискомфорт при введении тампона из-за неправильной техники его введения или напряжения при введении. В результате – необоснованный отказ от использования средств интравагинальной защиты, в том числе девственницами, имеющими аллергические реакции на современные и качественные прокладки. Опросы врачебной аудитории об их собственном опыте выявили аналогичные проблемы. Возможно этим можно объяснить упорный негативизм в оценке тампонов со стороны женщин- врачей.

Какого же типа тампоны можно рекомендовать девственницам? Во-первых, тампоны с аппликатором, облегчающим введение тампона. Во-вторых, для освоения техники введения тампона желательно начинать пользоваться аппликаторными тампонами с минимальным диаметром, например имеющими диаметр, равный 1.0 см. В дальнейшем, после освоения процедуры, девушка может выбирать тампоны в соответствии с количеством менструальных выделений. Однако она должна помнить, что лучше выбирать тампон с наименьшей впитывающей способностью, соответствующей интенсивности менструальных выделений.

Несмотря на достаточное количество источников информации, разъясняющих особенности взаимодействия тампона и влагалищной среды, большинство врачей до сих пор упорствуют в заблуждении о том, что тампоны вызывают воспалительные и трофические нарушения нижних половых путей.

Это упорство заставило меня еще раз напомнить специалистам, работающим с детьми и подростками о том, что, начиная с 50 годов, многими тщательно выверенными с позиций доказательной медицины исследованиями было определено отсутствие отрицательного влияния тампонов на микрофлору влагалища. В кратком литературном обзоре А.С. Анкирской приведены данные о том, что многими исследователями убедительно доказано, что выявляемые изменения в составе вагинального биотопа не отличаются от таковых при использовании других средств гигиенической защиты и обусловлены физиологическими закономерностями реакции влагалищной среды на гормональные циклические изменения [6]. Наиболее иллюстративными в этом вопросе явились результаты, доказавшие, что тампоны не представляют собой самостоятельную питательную среду для размножения бактерий. Более того, в 1967 году в США были опубликованы результаты исследования, проведенного с участием 291 женщины, которое показало, что более высокое содержание микроорганизмов кишечной группы было отмечено у женщин, пользовавшихся прокладками. Эти данные были подтверждены Ваттом и соавт. в 1981 году в результате исследования с участием 1498 женщин.

Исследования нестерильных тампонов показали, что количество выделяемых с них микроорганизмов невелико, обычно в пределах 100  микроорганизмов на тампон. Наиболее часто при этом выделяются бактерии, принадлежащие к роду Bacillus, которые не считаются патогенными, в то время как  общее количество микроорганизмов, присутствующих в 1 мл вагинального секрета во время менструации составляет log10 [7]. Вместе с тем, следует помнить, что интенсивное местное лечение острой вагинальной инфекции в дни менструации является противопоказанием к использованию тампонов, которые, находясь во влагалище, могут абсорбировать введенное лекарственное средство. В случае абсорбции данного вагинального лекарственного средства, его концентрация во влагалище снижается, что негативно влияет на процесс лечения.

Тампоны не должны использоваться в послеродовом периоде до того времени, пока шейка матки, промежность и влагалище не придут в норму. Введение тампона после родов может быть некомфортным и препятствовать заживлению эпизиотомии или перинеального разрыва. Также введение тампона в этот период может способствовать попаданию нормальной вагинальной микрофлоры в не закрывшуюся шейку матки. Риск развития СТШ в послеродовый период также, по-видимому, выше, как и после хирургических вмешательств, возможно из-за внутрибольничного инфицирования S. aureus, а также изменений вагинальной микрофлоры, которые могут способствовать колонизации S. aureus. Тампоны являются средством менструальной гигиены. Их не следует использовать в межменструальный период.

В научной литературе отсутствуют свидетельства какой-либо связи между использованием тампонов во время менструации и появлением макроскопических или микроскопических изменений в слизистой оболочке влагалища или шейки матки. Так, например, исследования, проведенные Креастасом и соавт., не выявили макро- или микроскопических повреждений в слизистой влагалища и шейки матки после правильного применения тампонов на протяжении 2 менструальных циклов. Важно, чтобы пациентки поняли необходимость смены тампонов через 4-8 часов, что тампонами нужно пользоваться только во время менструации, что тампоны обладают различной впитывающей способностью и что женщины должны всегда выбирать тампоны с минимальной впитывающей способностью, соответствующей интенсивности менструальных выделений. Более того, медицинская литература содержит указания на то, что секрет влагалища обеспечивает его надежное самоочищение даже при наличии волокон, оставшихся во влагалище после извлечения тампона.

Результаты социологического исследования, проведенного среди девушек и женщин репродуктивного возраста России показали, что большинство девушек и женщин считает специалистов-медиков надежным и заслуживающим доверия источником информации о средствах интимной гигиены и правилах их использования. Рекомендация средства интимной гигиены, сделанная врачом, важна для 45% женщин и 57% девушек.

В заключение статьи следует отметить, что вечно актуальная тема «отцов и детей» не должна мешать современной молодежи в полной мере пользоваться благами цивилизации. Наше дело показать им преимущества одних и недостатки других изобретений современного человечества на правдивых, научно-обоснованных и доказанных примерах. Вычленить правду из потока современной информации мы, как и наши юные подопечные, сможем при сохранении желания научить их ответственному отношению к здоровью, а значит - при сохранении желания обстоятельно разобраться в потоке новомодных тенденций, отметив наиболее рациональные и полезные для сегодняшнего и будущего здоровья вещи, рекомендации, направления.  

Список литературы:

  1. Куинджи Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников.-М.,2001.-138С.
  2. Гуркин Ю.А. Подростковая гинекология.- СП-б.,2000.-с.507-518
  3. Berler R. Korperhygiene und Sauberkeit im internationalen Vergleich // Zentralbl.Bakteriol.Hyg.-1989.-Bd B187.-S.422-507
  1. Баласанян В. Г. Медико-социальные и этические проблемы лечебно-профилактической помощи девочкам с патологией репродуктивной системы: автореф. дисс…. докт. мед. наук.- СП-б.,1998
  2. Анкирская А.С. Вагинальная микрофлора у женщин, пользующихся различными средствами менструальной защиты // В сб. научных трудов: Инфекции в акушерстве, гинекологии и перинатологии.-Саратов,1999.- с.27-29.
  3. Onderdonk A.B. et all // Applied Environmental Microbiology.-1987.-v.53.-p.277-278.
  1.  Алесина И.Л. Программа гигиенического просвещения подростков «О тебе»

Автор: Е.В. Уварова

Комментарии0Комментировать